Ермолаева Вера Михайловна

Вера Михайловна Ермолаева родилась 2 ноября 1893 года в селе Ключи Петровского уезда Саратовской губернии (ныне Малосердобинский район Пензенской области). Отец, Михаил Сергеевич Ермолаев, был помещиком и занимал пост председателя земской уездной управы.
В детстве Вера Михайловна упала с лошади, что вызвало паралич ног. Впоследствии она могла ходить только с помощью костылей.
Ермолаева получила образование в Европе — в светской школе в Париже и в гимназии в Лозанне. Пребывание за границей обуславливалось ещё и необходимостью лечения.
В 1904 году семья Ермолаевых вернулась в Россию, а в 1905 они переехали в Петербург. Отец Веры Михайловны продал имение, основал кооперативное общество «Трудовой союз» и начал издавать журнал «Жизнь» либерального характера. В 1911 году Михаил Сергеевич умер.
В 1910 году Вера окончила гимназию Оболенской, в 1911 — поступила в студию М. Д. Бернштейна, где стала интересоваться кубизмом и футуризмом.
В 1915—1916 годах входила в футуристический кружок «Бескровное убийство» (вместе с Николаем Лапшиным, в будущем основоположником российской школы иллюстрации). Члены кружка выпускали одноимённый журнал.
Помимо рисования, Вера Ермолаева интересовалась историей — в 1917 году окончила Археологический институт. Одновременно она была участником художественных объединений «Свобода искусству» и «Искусств и революция».
В 1918 году Ермолаева организовала художественную артель «Сегодня», маленькими тиражами выпускавшую лубки и книги-картинки, создававшиеся практически вручную. Ермолаева оформила три книги артели: «Мышата» и «Петух» Натана Венгрова и «Пионеры» Уолта Уитмена. Иллюстрации в книгах делались при помощи гравюр на линолеуме и затем в большинстве случаев раскрашивались вручную, текст в некоторых книгах не был наборным, а также вырезался на линолеуме.
После революции Вера Михайловна участвовала в конкурсах ИЗО отдела Наркомпроса, пробовала работать как художник театра, создала (в той же технике раскрашенной гравюры) театральные эскизы к опере М. Матюшина и А. Кручёных «Победа над солнцем». В 1922 году эскизы выставлялись на выставке в Берлине.
В 1919 году ИЗО отдел Наркомпроса направил Ермолаеву в Витебск преподавателем в Народное художественное училище, преобразованное потом в Витебский художественно-практический институт. В 1921 году после ухода с должности М. Шагала она стала ректором этого института.
В Витебске под влиянием Малевича, которого она пригласила преподавать, Вера Михайловна увлеклась беспредметным искусством. Вместе с Малевичем и его учениками Ермолаева участвовала в организации Уновиса (Утвердители нового искусства) — общества, позиционировавшего себя как исследовательскую лабораторию, где изучаются проблемы развития искусства и художественной формы. Также в организации пропагандировались идеи супрематизма. Общество выдвигало лозунги революционного толка:
Да здравствует супрематизм как план пути нашей творческой жизни!
Да здравствует всемирный единый союз строителей новых форм жизни!
В 1922 году Ермолаева вернулась в Петроград, где получила должность руководителя лаборатории цвета в Государственном институте художественной культуры. В конце 1920-х годов сотрудничала с журналами «Воробей», «Новый Робинзон», «Чиж» и «Ёж».
Ермолаева стала иллюстратором таких книг, как «Топ-топ-топ» Асеева, «Много зверей» и «Рыбаки» Введенского, «Поезд» Шварца, «Иван Иваныч Самовар» Хармса и многих других, оформляла серию басен Крылова.
25 декабря 1934 года Ермолаева была арестована и на три года сослана в Карлаг (Казахстан). В вину Ермолаевой вменялась «антисоветская деятельность, выражающаяся в пропаганде антисоветских идей и попытке организовать вокруг себя антисоветски настроенную интеллигенцию». Вместе с ней была арестована группа ленинградских художников.
20 сентября 1937 года Ермолаева была осуждена вторично и приговорена к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 26 сентября 1937 года. Местонахождение могилы художницы неизвестно.
20 сентября 1989 года Вера Ермолаева была реабилитирована посмертно.
 



Памятники Пензенской области

Двухэтажное, оштукатуренное здание с вальмовой крышей, имеет цокольный этаж с окнами, выходящими на ул. Володарского. В августе 1817 г. М.Ю. Лермонтов жил здесь со своей бабушкой. Этому посвящена мемориальная доска, установленная на доме. В 1821 году к купленному другим владельцем дому была достроена угловая часть со скругленным углом и балконом по второму этажу. По южному и восточному фасадам были устроены смещенные к углу ризалиты с фронтонами, нижний этаж рустован, ве...

 

Малосердобинский краеведческий музей