Ермолаева Вера Михайловна

Вера Михайловна Ермолаева родилась 2 ноября 1893 года в селе Ключи Петровского уезда Саратовской губернии (ныне Малосердобинский район Пензенской области). Отец, Михаил Сергеевич Ермолаев, был помещиком и занимал пост председателя земской уездной управы.
В детстве Вера Михайловна упала с лошади, что вызвало паралич ног. Впоследствии она могла ходить только с помощью костылей.
Ермолаева получила образование в Европе — в светской школе в Париже и в гимназии в Лозанне. Пребывание за границей обуславливалось ещё и необходимостью лечения.
В 1904 году семья Ермолаевых вернулась в Россию, а в 1905 они переехали в Петербург. Отец Веры Михайловны продал имение, основал кооперативное общество «Трудовой союз» и начал издавать журнал «Жизнь» либерального характера. В 1911 году Михаил Сергеевич умер.
В 1910 году Вера окончила гимназию Оболенской, в 1911 — поступила в студию М. Д. Бернштейна, где стала интересоваться кубизмом и футуризмом.
В 1915—1916 годах входила в футуристический кружок «Бескровное убийство» (вместе с Николаем Лапшиным, в будущем основоположником российской школы иллюстрации). Члены кружка выпускали одноимённый журнал.
Помимо рисования, Вера Ермолаева интересовалась историей — в 1917 году окончила Археологический институт. Одновременно она была участником художественных объединений «Свобода искусству» и «Искусств и революция».
В 1918 году Ермолаева организовала художественную артель «Сегодня», маленькими тиражами выпускавшую лубки и книги-картинки, создававшиеся практически вручную. Ермолаева оформила три книги артели: «Мышата» и «Петух» Натана Венгрова и «Пионеры» Уолта Уитмена. Иллюстрации в книгах делались при помощи гравюр на линолеуме и затем в большинстве случаев раскрашивались вручную, текст в некоторых книгах не был наборным, а также вырезался на линолеуме.
После революции Вера Михайловна участвовала в конкурсах ИЗО отдела Наркомпроса, пробовала работать как художник театра, создала (в той же технике раскрашенной гравюры) театральные эскизы к опере М. Матюшина и А. Кручёных «Победа над солнцем». В 1922 году эскизы выставлялись на выставке в Берлине.
В 1919 году ИЗО отдел Наркомпроса направил Ермолаеву в Витебск преподавателем в Народное художественное училище, преобразованное потом в Витебский художественно-практический институт. В 1921 году после ухода с должности М. Шагала она стала ректором этого института.
В Витебске под влиянием Малевича, которого она пригласила преподавать, Вера Михайловна увлеклась беспредметным искусством. Вместе с Малевичем и его учениками Ермолаева участвовала в организации Уновиса (Утвердители нового искусства) — общества, позиционировавшего себя как исследовательскую лабораторию, где изучаются проблемы развития искусства и художественной формы. Также в организации пропагандировались идеи супрематизма. Общество выдвигало лозунги революционного толка:
Да здравствует супрематизм как план пути нашей творческой жизни!
Да здравствует всемирный единый союз строителей новых форм жизни!
В 1922 году Ермолаева вернулась в Петроград, где получила должность руководителя лаборатории цвета в Государственном институте художественной культуры. В конце 1920-х годов сотрудничала с журналами «Воробей», «Новый Робинзон», «Чиж» и «Ёж».
Ермолаева стала иллюстратором таких книг, как «Топ-топ-топ» Асеева, «Много зверей» и «Рыбаки» Введенского, «Поезд» Шварца, «Иван Иваныч Самовар» Хармса и многих других, оформляла серию басен Крылова.
25 декабря 1934 года Ермолаева была арестована и на три года сослана в Карлаг (Казахстан). В вину Ермолаевой вменялась «антисоветская деятельность, выражающаяся в пропаганде антисоветских идей и попытке организовать вокруг себя антисоветски настроенную интеллигенцию». Вместе с ней была арестована группа ленинградских художников.
20 сентября 1937 года Ермолаева была осуждена вторично и приговорена к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 26 сентября 1937 года. Местонахождение могилы художницы неизвестно.
20 сентября 1989 года Вера Ермолаева была реабилитирована посмертно.
 



Памятники Пензенской области

        Памятник В.Г. Белинскому был открыт 10 июля 1954 г., расположен в сквере напротив областного драматического театра им. А.М. Луначарского и представляет собой и представляет собой бронзовую фигуру В.Г. Белинского на четырехгранном трехчастном постаменте, облицованном серым гранитом. В.Г. Белинский изображен в полный рост с поднятой рукой, как бы начав выступление и выражает стремление вперед, порыв. Закладка памятника...

 

Малосердобинский краеведческий музей